Кернунн или Пашупати?

Самая известная пластина котла изображает сидящую в позе лотоса мужскую фигуру с большими ветвистыми оленьими рогами. В правой руке у него торквес (шейное украшение, которое у кельтов носили и мужчины, и женщины) и рогатая (бараноголовая) змея в левой руке. По левую руку от фигуры расположен волк, по правую -олень (символ богатства). Эти символы позволяют предположить, что перед нами кельтский бог леса и животного царства Кернунн (Цернунн).

Известно более полусотни изображений начала нашей эры, так или иначе связываемых с этим божеством. Большая их часть происходит с северо-востока Франции. Наиболее похожее было найдено на одной из колонн собора Нотр-Дам де Пари. Дело в том, что эта колонна первоначально была памятным столпом, установленным в начале I века товариществом корабельщиков из кельтского племени па-ризиев. Кстати, именно от названия этого племени было образовано новое имя для римской Лютеции, и она превратилась в Париж.

Змеи являются атрибутом божеств природы не только в кельтской, но и в скифской и фракийской культуре. Например, змееногая богиня земли Апи — легендарная прародительница скифов. Некоторые исследователи заходят в своих предположениях еще дальше на восток. Они сравнивают изображение на пластине котла из Гундеструпа с так называемой «Печатью Пашупати», найденной при раскопках в Мохенджо-Даро. Это крупнейший древний город в долине Инда и один из первых городов в истории Южной Азии, ровесник цивилизаций Древнего Египта и Древней Месопотамии. На «Печати Пашупати» изображен сидящий в позе лотоса человек с тремя лицами и с рогами. Это изображение покровителя скота и скотоводства отождествляют либо с древними культами Шивы, либо с древним божеством Рудрой, связанным со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей и исцелением. Тем не менее аналогия между Кернунном и Пашупати может быть случайной, поскольку родственных изображений на пространстве от Инда до Ютландии пока не обнаружено.

Изучая фигуры, сцены и сюжеты на серебряном котле из Гундеструпа, исследователи пришли к выводу, что божества и сцены не являются специфическими для какой-либо одной культуры. Изображения ритуального сосуда вобрали в себя характерные черты многих народов и представляют собой слияние многих культур железного века.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>