Если у ребенка

Есть такое понятие, как произвольная саморегуляция — умение человека в самых разных ситуациях самостоятельно планировать, контролировать и прогнозировать свое поведение. Она формируется с самого рождения исключительно благодаря общению ребенка со взрослыми. В старину это называли воспитанием. Мы, например, знаем, что надо здороваться с соседями, дома надевать одно платье, а в театр — другое, что нельзя класть ноги на стол и рвать книги. А для многих современных детей это абсолютно не «категорический императив». Они могут сказать бабушке «дура», и та промолчит в ответ. А почему же тогда нельзя назвать дурой учителя Марью Иванну?
Если у ребенка семь лет его жизни не было режима (сейчас у нас завтрак, потом порисуем…), если он не привык к сосредоточенности на своих делах, а при слове «нет» начинает закатывать истерику, как он поймет, что с 1 сентября ему нужно вести себя по-другому? В школе он будет жить, как привык дома, где никто не ограничивал его прав и свобод. Но нельзя забывать, что права ребенка не должны нарушать права других. Если ребенку делают замечание, а мама говорит: «Не смейте трогать моего малыша», то и в школе, если что-то будет не ладиться, ее единственным выводом будет — школа виновата, не научила, не воспитала, и надо найти другую. Ну или хотя бы в другой класс перейти, учителя поменять. А надо просто начать воспитывать, приучать ребенка к мысли, что в любом месте, в любом коллективе есть свои правила игры. Что на пляже надо вести себя так, на дискотеке или в классе — по-другому…

Детей, которые знают «правила игры в школу», можно научить чему угодно. Даже если есть какие-то проблемы, связанные с развитием мозга и состоянием нервной системы. Потому что все знания, все умения вписываются в матрицу произвольной саморегуляции. Она, по сути, наше единственное принципиальное отличие от животных. Благодаря ей наш мозг умеет структурировать, упорядочивать информацию. Вы, конечно, можете этого не замечать, но в любой незнакомой ситуации мозг сначала «сканирует»: «А какие здесь правила игры? Какой устав у этого монастыря?» Знаешь правила игры — живешь и развиваешься, не знаешь — придется несладко. Ты получаешь двойки «по жизни», потому что тебя не научили учиться в широком смысле этого слова, не сказали, что учителям необязательно хамить, а пятерки получает тот, кто (как минимум) записал домашнее задание. Всех успешных взрослых кто-то когда-то этому научил. Почему же мы подставляем под удар собственных

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>