Быки и слоны

На протяжении многих лет ученые изучали изображения на котле и интерпретировали их с точки зрения кельтской мифологии. В сочетании фигур им виделись вариации эпизодов одной из самых знаменитых ирландских саг -«Похищение быка из Куальнге», относящейся к Уладскому циклу. Однако ни в одной из версий «Похищения» не встречается описания ритуальной охоты с собаками на быка, изображение которой украшает круглую пластину, служащую дном котла.

Образ быка очень характерен для восточных культов, в частности фракийских.
Часто его связывают с культом Митры -божества индоиранского происхождения, связанного с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом. На многих посвященных ему фресках Митра ритуально закалывает быка. Однако травля быка собаками не встречается среди ритуалов поклонения этому божеству (по крайней мере, судя по изображениям).

Более того, до сих пор нет единого мнения относительно других фигур. В кельтской культуре не было изображений слонов, однако на одной из пластин они есть, хотя и сильно стилизованные. Некоторые исследователи, ратующие за галльское происхождение артефакта, объясняют появление на котле слонов тем, что во время Второй Пунической войны (218-201 годы до нашей эры) по территориям, населенным кельтами, прошел карфагенский полководец Ганнибал, в армии которого были слоны. Более того -множество кельтов отправились вместе с ним воевать против Римской республики. Но могла ли память о слонах Ганнибала сохраниться так долго, чтобы их изображения чеканили спустя полтора-два века?

Другие говорят о том, что в 270-х годах до нашей эры кельтское племя галатов столкнулось в Малой Азии с войсками царя государства Селевкидов Антиоха I, который вывел на поле боя 16 слонов. Галаты потерпели сокрушительное поражение, а царь получил почетное прозвище Сотер, то есть «спаситель». Эта версия свидетельствует в пользу «дунайско-причерноморской» версии происхождения котла. Но вопрос о памяти остается.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>